Сейчас читаете

Без мостов

Компания Ниссан всегда занимала особое место во внедорожном мире. История автомобилей повышенной проходимости японской марки берет начало в 1951 году, тогда началось производство первого поколения легендарной модели Патрол. Сегодня Ниссан предлагает едва ли не самую широкую линейку джипов: от компактного паркетника B-класса Жук до огроменного грузового Titan. Ниссан Патрол с переходом в новое поколение полностью сменил имидж.

Рабочей лошадкой его сейчас не назовешь. Он скорее белоручка в дорогом смокинге. Увеличившиеся размеры и масса, независимая подвеска вместо неразрезных мостов, окрашенные в цвет кузова бамперы… На бездорожье такую конфетку загонять просто жалко.

Патрол за шесть поколений обрел поистине культовый статус, завоевав заслуженное уважение водителей самых разных категорий – от городских любителей помесить грязь по выходным до сотрудников ООН, Красного креста и иных международных миссий, для которых Патрули различных модификаций были и остаются надежным инструментом для передвижения вне дорог. Новое, седьмое по счету, поколение Патрол было представлено в Абу-Даби в начале текущего года. Ближний Восток – основной рынок сбыта. В РФ новинка дебютировала совсем не так давно – на Московском автосалоне. А практически на днях мы попробовали джип в действии.

Тест-драйв проходил на Алтае. Бескрайние поля, плоскогорье, зелень, живописнейшие горы, многочисленные речки и озера… Каждый вид, открывающийся за очередным поворотом петляющей горной дороги, практически открыточный. Дух захватывает.

А дороги по большей части плохие. Лучшего места для теста не найти. О вкусах не спорят, но сравнительно нового Патрол 2-х мнений быть не может – он однозначно похорошел! И если предыдущей модели при всей ее брутальности очевидно не хватало элегантности и утонченности, новому Патрулю их не занимать – более чем мягкие обводы кузова, «лакированные» черные стойки, хром, светодиодные фонари.

Подрос Патруль и поправился. Где-то на трассе между Барнаулом и Бийском нас остановили гаишники.

Формально – для проверки документов. Ясно, что их интересовала новая машина. Через 5 минут работа поста была парализована – стражи порядка высыпали на улицу и с детской непосредственностью начали изучать громадину. Мы даже сымпровизировали мини-тест-драйв на отрезке перед пикетом.

Нас просто засыпали вопросами типа – «сколько жрет?», «сколько прет?», «смотрится не хуже «Крузака»! Что ж, с этим трудно не согласиться Интерьер шикарен. Материалы великолепны.

К органам управления, приборам и эргономике никаких претензий. Семиместный монстр получил четырехзонный климат-контроль. «Климат» умеет формировать воздушный занавес дефлекторами, расположенными над окнами.

Крышка охлаждаемого бокса, установленного между передними сиденьями, откидывается и вперед, и назад. Интерьер под стать внешности. Массивная передняя консоль, командирская посадка. Расстояния стало больше по всем трем измерениям. Такого качества исполнения, кожи, и декоративных вставок не было даже в Infiniti QX предыдущего поколения!

На среднем ряду места просто вагон, прирост по длине в сравнении с предшественником аж 100 мм. Раньше кресла третьего ряда при складывании располагались по бокам, в новом Патрол седушки «падают» на пол, образуя ровную без ступенек поверхность. Мультимедиа в дорогом исполнении дополнены тыловыми мониторами, расположенными в подголовниках передних сидений. Тогда как когда водитель пользуется навигационной системой, задние пассажиры могут просматривать DVD. Компания не балует потребителей разнообразием комплектаций – автомобиль поставляется только лишь с 5,6-литровым двигателем V8, развивающим 405 л.с. и 560 Н•м.

Агрегатируется он с 7-ступенчатым гидротрансформаторным «автоматом». Тандем хорош.

До «сотни» здоровяк добирается меньше чем за семь секунд. Хотя на обгонах от такого могучего мотора ждешь большего. Благодаря газораспределительному механизму VVEL (Variable Valve Event and Lift), регулирующему фазы и высоту подъема клапанов, а также непосредственному впрыску DIG (Direct Injection Gasoline) двигатель получилось загнать в строгие экологические и «экономические» рамки.

В смешанном цикле «здоровяк» кушает около 20 литров на 100 километров пути. Вполне приемлемо для джипа с массой 2745 кг и такой мощностью.

Что ни говори, дизельный мотор Патрулю совсем бы не помешал. Но вряд ли стоит ожидать его появления в ближайшем будущем.

А ведь большинство Ниссан Патрол предыдущего поколения, продаваемых в РФ, были оборудованы именно дизельными двигателями. В особо интимных уголках нашей родины, куда помимо как на джипе не добраться, с высокооктановым бензином напряженка. К примеру, на горных дорогах Алтая мы встретили практически 2 брендовых заправки, где был 95-й. Да и то это были места сосредоточения массового туризма. В сельских районах выбор ограничивается исключительно 80-м (даже не 92-м) бензином и дизтопливом.

В общем, не Ближний Восток. Неужели отсутствие упрощенных дизельных вариантов говорит о том, что предыдущее поколение, имеющее в запасе дизели, останется в производстве? Новый Патрол получил переработанную платформу предыдущего поколения. Новичок подрос, стал шире и растянулся. Японцы в пользу лучшей управляемости на покрытии сделали 2 важные вещи – отказались от неразрезных мостов, установив независимую пружинную подвеску, и применили систему подавления кренов HBMC (Hydraulic Body Motion Control), которая вдобавок и с раскачкой борется.

HBMC – чистой воды гидравлика, никакой электроники. Система магистралей связывает цилиндры амортизаторов колес по перекрестной схеме через специальные перепускные клапаны и гидроаккумуляторы. Принцип ее работы прост. К примеру, в правом повороте нагружаются колеса левого борта. Кузов стремится накрениться влево.

Штоки и поршни амортизаторов перемещаются вниз и создают давление в соответствующих полостях, вытесняя по магистралям в систему часть рабочей жидкости. Гидравлика перераспределяет давление и объем этой жидкости таким образом, чтобы в «диагональных» амортизаторах колес правого борта поршни через штоки тянули кузов вниз, компенсируя крен.

Новый Патрол в сравнении с моделью предыдущего поколения управляется просто отменно, даже невзирая на «пустоватый» руль. Хваткие тормоза тоже порадовали. Куда нынче без систем безопасности? Одна из них – система контроля рядности движения. В верхней части лобового стекла имеется видеокамера, которая следит за разметкой.

Если электроника вдруг замечает, что автомобиль с выключенным «поворотником» стал отклоняться от курса, она тут же «разбудит» водителя зуммером и мягко вернет машину на прямую, создав разворачивающий момент подтормаживанием колес соответствующей стороны. Система работает надежно, распознает даже полустертую разметку. Правда, состояние многих наших дорог вынуждает постоянно пересекать разделительную, а то и просто ехать по ней. В этих условиях непрерывный писк системы начинает раздражать, благо помощника возможно полностью отключить.

Система доступна во 2-й, более чем дорогой комплектации. Равно как и активный круиз-контроль, который автоматически поддерживает заданную дистанцию до впередиидущего транспортного средства. Работает «круиз» во всем диапазоне скоростей и способен экстренно осаждать машину до полной остановки. А с «навигацией» вышел казус.

На данном этапе в систему возможно загружать карты всего лишь нескольких крупных русских городов. О существовании Алтая штатный маршрутный компьютер имел достаточно приблизительное представление.

При этом он довольно потешно «глючил», считая, что вместо алтайских гор мы передвигаемся по Всеволожску в Ленинградской области… Появление новых карт – дело времени. Арсенал внедорожных средств следующий. Система полного привода All Mode 4×4 по умолчанию заднеприводная. Передние колеса подключаются или принудительно, или автоматически по команде электроники с помощью электромеханической муфты. Есть понижающая передача и блокировка заднего межколесного дифференциала.

Полезная штука – система помощи при спуске, которая работает как при движении вперед, так и назад. Все управление трансмиссией производится поворотным колесом и клавишами на центральной консоли. Работать удобно даже вслепую. Предусмотрены также предустановки, соответствующие различным дорожным условиям (шоссе, камни, песок/грязь, снег) – они меняют алгоритмы работы блокировок коробки передач, вспомогательной системы спуска, антипробуксовочной системы и АБС. Также меняются реакции силового агрегата на нажатие педали газа.

Большинство джипов никогда не покидают асфальт, а их потенциал сильно преувеличен маркетологами. Огромный вес машин этого класса на бездорожье сводит на нет хитроумные системы полного привода с блокировками дифференциалов и «понижайками», заставляя напичканных электроникой монстров отчаянно буксовать в сколько-нибудь серьезной грязи (особенно на «штатных» колесах). Поговорка насчет трактора, за которым идти тем далее, чем более чем наворочен джип, не потеряла актуальности.

К тому же лезть в непроходимый кустарник и бездонные лужи на машине стоимостью под сотню тыс. «зеленых» с окрашенными в цвет кузова бамперами не возникает ни малейшего желания. Равно как и желания небрежно забросить в шикарно отделанный салон заляпанную лопату после очередного откапывания. Смысл приобретения большого джипа?

Статус, комфорт и безопасность. Автомобили, подобные Патрол, с их мощной силовой структурой, непробиваемой подвеской, высокой посадкой, роскошным салоном и хорошей шумоизоляцией позволяют перемещаться на любые расстояния с удобством первого класса по дорогам любого качества. Гран Туризмо – по-российски. Там, где путешествие на легковом седане или городском паркетнике обернулось бы пыткой, Патрол практически окружает вас комфортом. Новый Патрол способен создать внутреннюю конкуренцию своему более чем престижному собрату Infiniti QX.

В активе «финика» масса приятных электронных примочек вроде системы контроля мертвых зон, более чем шикарная отделка и, безусловно же, статусность Патрол предлагается в 2-х исполнениях.  Главные отличия – наполнение опциями. В дорогом исполнении Патрол оснащается продвинутыми мультимедиа, системой контроля рядности движения, активными «круизом» и многим другим. Основные конкуренты Патрол – это Lexus GX 460  и Тойота Ленд Крузер 200 . Они уступают по мощности, но зато превосходят по имиджевости.

Помимо этого, у Ленд Крузер имеется комплектация с актуальным дизельным мотором, которого нет у Патрол. В этом же ценовом диапазоне располагается Рейндж Ровер Спорт , Mercedes GL , Ауди Q7 , Кадиллак Ескадада . Так что не просто Патрулю придется. ИСТОРИЯ Своим появлением Ниссан Патрол обязан… американскому военному ведомству.

В 1940-х ему понадобился недорогой полноприводник, способный выполнять функции патрульного автомобиля на территории азиатского региона. Нет-нет, личных «Виллисов» и «Бантамов» заокеанским воякам хватало, но доставка этих машин выходила слишком накладной.

Чтобы решить проблему, были привлечены местные изготовители, которые быстро разработали необходимую технику, прототипом которой выступил, само собой, упомянутый Willys. Тойота подготовила модель BJ (которая стала прародителем нынешнего Ленд Крузер), а Ниссан разработал нашего сегодняшнего героя — джип Патрол. Обе машины оказались необычайно похожими: нижнеклапанный двигатель, 3-ступенчатая коробка передач, понижающий ряд коробки передач, рессорная подвеска… Эти автомобили были крупнее и мощнее «Виллиса», но победителем, которого выбрали американские военные, оказался именно он!

Точнее, фирма Митсубиши, успевшая приобрести лицензию на производство модели Willys CJ3B. Но сметливые японцы быстро поняли, что военная разработка может пригодиться гражданскому населению, и в сентябре 1951 г стартовало массовое производство джипов Ниссан Патрол.

Такая машина получила бензиновый 75-сильный двигатель и 4-ступенчатую коробку передач, но избавилась от понижающей передачи. Последние выпущенные экземпляры (на конвейере первое поколение Патруля продержалось до 1966-го) отличались 125-сильным 4,0-литровым мотором, удлиненной колесной базой и цельнометаллическим кузовом. В 1960-м началось производство последующего поколения Патрол, которое выпускалось параллельно первому. Машина стала заметно крупнее, но технически — гораздо консервативнее: 4-ступенчатую коробку передач сменила 3-ступенчатая, вернулся демультипликатор. Кроме пассажирских модификаций появились и коммерческие модификации: развозные грузовички и фургончики, пожарные и санитарные машины…

Все это многообразие выпускалось немыслимые по современным меркам 24 г — до 1984-го. В 1980-м свершилась настоящая революция: дебютировал «третий» Патрол, получивший наконец цельнометаллический пятидверный кузов. Это поколение примерило не только лишь практичный уютный кузов, кондиционер и автоматическую трансмиссию, но и дизельные моторы: сначала — 95-сильный атмосферный, потом — 120-сильный наддувный.

Джип третьего поколения кроме японцев собирали испанцы: с 1981 по 1994 годы. Четвертое поколение культового джипа, выпускавшееся с 1987-го по 1997-й, — результат глубокой доработки предыдущей машины.

Главными новшествами оказалась пружинная подвеска, сменившая рессорную, более чем мощные силовые агрегаты, подправленная внешность и богатое оснащение. Именно этот Патрол первым получил кожаный салон и водительскую подушку безопасности. Машины пятого поколения (начало производства — 1995 год) получили новый кузов, но механическая начинка осталась пусть доработанной, но по факту неизменной. Для разных рынков выпускались разнообразные версии: от откровенно спартанских, оснащенных атмосферным 4,2-литровым дизельным двигателем мощностью 135 л.с., до роскошных 280-сильных бензиновых версий. В 2004-м «пятый» Патрол чуточку обновили, а в нынешнем, 2010-м ему на смену пришла революционная машина шестого поколения.

Хотя не исключено, что в Африке, Южной Америке и ряде рынков прочих стран долгое время будет продаваться именно эта версия.

Оставить комментарий